Затемнение было введено в нашей стране с самого начала войны. На улицах ни фонаря, окна плотно закрывались шторами и плотной бумагой. Даже ручные фонарики были видоизменены: их лучи отражались от рефлекторов-отражателей через узкие щели...
А 19 февраля 1943 года в газете "Правда" было опубликовано стихотворение "Огонек", которое произвело на фронтовиков ошеломляющее впечатление. Трудно им было представить в условиях военного времени мирную картину: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой.
А ведь фронтовики знали: половина страны погружена в темноту, машины не зажигают фар, поезда мчатся без сигнальных огней. И в таких условиях вдохновляющий символ жизни: золотой огонек - огонек надежды! А надежда была у каждого красноармейца и краснофлотца, как и у их близких. Слова песни как раз и подчеркивали эту мысль:
Все, что было загадано,
В свой исполнится срок.
Не погаснет без времени
Золотой огонек.
Написал эту песню поэт Михаил Исаковский и сразу же выслал ее для музыкального оформления композитору Михаилу Блантеру. Вскоре песня "На позицию девушка провожала бойца..." прозвучала по радио, но привычное сочетание фамилий авторов - музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского - на этот раз оказалось нарушенным и при публикации, и при исполнении. Везде и всюду указывалось: музыка народная.
Поэт Евгений Долматовский, автор книги "Рассказы о своих песнях" (Москва, 1973 год), сообщил: "...тот "Огонек", который мы слышим и теперь, обладает музыкой, которую правильней всего назвать народной".
Но оказалось, что у "Огонька" есть свой композитор. Доказал это ташкентский музыкант Владимир Васильевич Дементьев - ведущий телевизионного цикла "По следам окопных песен". Среди предполагаемых авторов был и Валентин Павлович Никитенко, однако "на всесоюзный розыск", объявленный по телевидению, он не откликнулся. Зато пришло письмо от пятиклассника 44-й харьковской школы Гриши Шупляка, который сообщил: "Валентин Павлович - наш учитель пения".
Оказалось, что "Огонек" поют на мелодию старого польского танго "Стелла", которую удачно приложил к стихам кронштадтский матрос 59-го гвардейского отдельного артиллерийского зенитного дивизиона Валентин Павлович Никитенко.
Сохранился снимок, датированный апрелем 1943 года: на фоне кирпичной стены музыканты в краснофлотской форме. Среди них первая исполнительница "Огонька" связистка Тамара...
Тридцать восемь лет спустя газета "Социалистическая индустрия" рассказала следующее: "Валентина меньше всего тревожило авторство. И потом, когда он строил дома в освобожденном Харькове, когда учил детей пению, ему и в голову не приходило объявляться автором. К счастью, его однополчане навели В.В.Дементьева на верный след: припомнили, что песня "Огонек" создавалась во время войны. В фондах библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина нашелся сборник "Песни Краснознаменной Балтики", напечатанный в 1944 году. В десятом выпуске сборника, издававшегося Политуправлением флота, помещены слова и ноты "Огонька" и напечатано: "Слова Исаковского, музыка краснофлотца Никитенко".
Так музыка "Огонька" приобрела потерянного автора, а слова песни - мелодию, которая живет и сегодня.
Эрнст ПОДТЯЖКИН.
На снимке: краснофлотец В.П.Никитенко в 1943 г.
|
||||
Размещено на сервере http://www.chelpress.ru/ webmaster@chelpress.ru |