История оперы / Оперный небосклон / Памятные даты / Аудио и видео / Коллекция записей

Имя

Пароль  
Словарь / Поиск / Почта
История Оперы <-- на главную страницу В этом разделе будут публиковаться материалы и статьи из истории оперного искусства.

Композиторы и исполнители прошлых лет, история создания и постановка как выдающихся, так и забытых (возможно и незаслуженно) оперных произведений - это и многое другое Вы найдете здесь.

Две соперницы, или история одной оперной "дуэли"
"Русские" оперы зарубежных композиторов
Его хвалил Чайковский (Талазак - 1-й исполнитель партий Де Грие в "Манон" и Гофмана)
Ее оплакивал весь Петербург (Анджолина Бозио - трагическая судьба)
Маэстро Божьей милостью (Д.Шолти)
100 лет "Сказке о царе Салтане" Н.А.Римского-Корсакова
К первой русской постановке "Троянцев" (краткая история оперы)
Какая судьба! (Иван Жадан и его две жизни)
Самое главное (Аутентизм и анархия в опере)
Тайны Риты Штрайх (К 80 - летию великой певицы)
Легендарный король Оперы Монте-Карло (Рауль Гюнсбург: правда и вымысел)
Мефистофель покоряет мир (К 100-летию дебюта Ф.Шаляпина в "Ла Скала")
"Веселый владыка". Франц Легар и его оперетты
Рихард Вагнер и король Баварии Людвиг II
Франко Корелли - секрет успеха (К 80-летию выдающегося тенора)
Незабвенный голос (Б.Джильи "Воспоминания")
О, Вертер! История роли в записях
"Пробный камень" Россини - забытый шедевр
Вальтер Фельзенштейн - преданный рыцарь оперы
Вертер: масонские открытия
Русская княгиня на венецианской земле. "Федора" Джордано.
"Не моя ль рука...". Два дуэта из "Манон".
Э.Старк. "Петербургская опера и ее мастера"
Портрет Ксении Держинской
"Андре Шенье" Умберто Джордано
Грузинский князь и русская опера (Алексей Церетели)
Оперные просторы России. Пермь
Хрустальный голос Джоан Сазерленд
Жизнь и творчество П.И.Словцова
Украинская дива Соломия Крушельницкая
Художники «Серебряного века» в опере. Мстислав Добужинский
Забытые звезды. Розанна Картери
Оперная муза Пуленка. Дениз Дюваль
Густав Малер в опере. Воспоминания современников
Забытые звезды. Ода Слободская
Юбилей Менотти в Сполето
Анатолий Орфенов крупным планом
«Неизвестные» шедевры. «Луиза» Г.Шарпантье
Т.Солера - либреттист и авантюрист
Эйлин Фаррелл - универсальный талант. Некролог
Художники «Серебряного века» в опере. Александр Головин
Забытые звезды. Гастоне Лимарилли
Письмо режиссеру. Эссе
Художники «Серебряного века» в опере. К.Коровин
Последняя опера Доницетти. "Дон Себастьян, король Португальский" - надежды и разочарования
Забытые звезды. Джанфранко Чеккеле
Старинная опера в современном контексте. Статья первая. Информация к размышлению
Ф.Давид. «Куплеты Мизоли» из оперы «Бразильская жемчужина»
Дж.Мейербер. Ария Даниловица из оперы "Северная звезда"
Художники «Серебряного века» в опере. Николай Рерих
Листая старую программку. "Метрополитен". 1934 год

История Оперы Литературная страница
Какая судьба! (Иван Жадан и его две жизни)

Если спросить любителя оперного искусства, какие тенора блистали на сцене Большого театра в 30-е годы, ответ будет очевиден - Лемешев и Козловский. Именно в эти годы взошла их звезда. Рискну утверждать, что был еще один певец, мастерство которого ни в чем не уступало этим легендарным личностям советского оперного искусства. А в чем-то, быть может, и превосходило! Имя его - Иван Жадан!

Почему же оно не на слуху, не входит в учебники и книги по истории театра, известно только специалистам? Ответом станет изложенная здесь история жизни этого человека.

Иван Данилович Жадан родился 22 сентября 1902 года в украинском городе Луганске в семье рабочего патронного завода. С 9 лет жил в деревне, куда родители отправили его учиться на кузнеца. Уже в детстве проявилась любовь Ивана к пению. Он любил петь в церковном хоре, на свадьбах. В 13 лет юноша возвращается домой и поступает рабочим на завод к отцу. Он проработал здесь до 1923 года. В 1920 во время военных сборов Иван был запевалой отряда. Друзья посоветовали ему поступить в вокальный кружок. Здесь ставили отрывки из опер. Во время репетиций "Евгения Онегина", где Иван исполнял партию Ленского, юноша познакомился со своей будущей женой Ольгой, исполнявшей в том же спектакле роль Ольги Лариной (такое вот совпадение). В 1923 году дарование Жадана было замечено, и профсоюз направляет его на учебу в Москву. В столице Иван поступает в Музыкальный техникум при консерватории, где становится учеником знаменитой певицы М.Дейши-Сионицкой, а позже переходит в класс профессора Е.Е.Егорова. Жизнь в общежитии была трудной, средств не хватало, и молодой студент вынужден был подрабатывать кузнецом, а затем и инструктором в Академии воздушного флота, где в его учениках ходил будущий знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев. Этой страницей своей жизни Жадан всегда гордился. В 1926 году Ивана стали приглашать на радио. В 1927 он поступает в Оперную студию Большого театра, возглавлявшуюся К.С.Станиславским, сумевшим оценить талан певца и его "безупречную дикцию". А в самом конце того же года певец, успешно выдержав конкурс, зачисляется в Большой театр.

Карьера Ивана развивалась успешно. Лирическое дарование певца, обладавшего красивейшим тембром, было замечено. После успешного исполнения первой ответственной партии Индийского гостя, ему поручают значительную роль Синодала в "Демоне" Рубинштейна (1929).

В 1930 году он участвует в премьерных спектаклях оперы А.Спендиарова "Алмаст". Наряду с выступлениями в театре, артист активно ездит по стране, выступая перед трудящимися. Дает шефские концерты в армии, в том числе и на Дальнем востоке, за что в 1935 году получает почетную грамоту из рук маршала В.Блюхера. В общем, ведет типичную жизнь советского деятеля искусств, ясную и безоблачную, идеологически выдержанную. Получает восторженные письма от рабочих и колхозников. Ничто пока не предвещает надвигающейся бури.

В театре у Жадана все новые и новые роли. В его репертуаре появляются партии Ленского, Фауста, Герцога, Берендея ("Снегурочка"), Юродивого, Владимира Дубровского, Джеральда ("Лакме"), Альмавивы ("Севильский цирюльник").

С группой советских певцов (В. Барсова, М.Максакова, П.Норцов, А.Пирогов и др.) он совершает в 1935 году гастрольную поездку в Турцию. Турецкие газеты полны восторженных откликов о певце. Поклонником его таланта становится первый президент Турции М.Ататюрк, подаривший певцу на одном из приемов свой именной золотой портсигар, который Жадан хранил как особую реликвию.

К артисту приходит слава. Он один из ведущих солистов Большого театра. Неоднократно выступает в Кремле. Сам Сталин благоволил к нему, просил исполнить то или иное произведение. Несмотря на все это, Жадан был прост в обращении, любил и помнил земляков, приглашая их на свои выступления. Пик карьеры певца пришелся на 1937 год. В Пушкинские дни его приглашают на гастроли в Ригу. После исполнения певцом партии Ленского зал устроил ему несмолкаемую овацию. Гастроли проходили с таким фурором, что Жадана стали просить продлить их и выступить также в "Фаусте" и "Риголетто". Так как костюмов для этих ролей не было, советский посол в Латвии отправил в Москву специальный самолет (удивительный случай для тех лет), и они были доставлены в Ригу.

Стоит, однако, напомнить, что это был не просто очередной год успехов и свершений. Это был 1937 год! Сначала куда-то исчез посол в Латвии (видимо удивлять в те годы было опасно), затем был арестован друг Жадана, директор Большого театра В.И.Мутных. Обстановка начала сгущаться. Были отменены намечавшиеся гастроли певца в Литву и Эстонию. Его перестали приглашать в Кремль. Надо сказать, что Иван Данилович не принадлежал к числу людей, стремящихся заручиться дружбой с власть имущими, но отлучение от Кремля воспринял болезненно. Это был дурной знак. За ним последовали другие: он получил низкую концертную ставку, в театре ему оставили только партии Ленского и Синодала. Что-то сломалось в этой безупречной прежде "машине". Надвигалась опала. Вдобавок ко всему пришлось сделать операцию и удалить гланды. После годового молчания (когда многие уже поставили крест на певце) Жадан вновь блестяще выступает в партии Ленского. Все отмечали новые, более глубокие и драматические краски в его голосе.

Трудно сказать, что дальше готовила судьба артисту, но тут вмешалась война. Жизнь в Брюсовском переулке на последнем этаже, где была квартира певца, стала опасна. Бесконечные зажигалки падали на крышу, где была установлена зенитка. Иван Данилович с сыновьями не уставали сбрасывать их во двор. Вскоре старшего сына забирают в армию, а вся семья переезжает на дачу в Манихино, там певец собственными руками построил дом. Он считал, что здесь будет безопаснее. В этом местечке жило много артистов. На участке Жадан вырыл траншею. В ней легче было спасаться от артобстрелов. Во время одного из стремительных наступлений немцев путь в Москву был отрезан. А вскоре и сами оккупанты появились в селе. Иван Данилович вспоминал, как это произошло:

- Манихино захватили немцы. Нас, солистов Большого театра, тогда там было много. Так вот, в мой дом, где вместе со мной тогда были концертмейстер, знавшая хорошо немецкий язык, баритон Волков и еще несколько артистов, вошел офицер. "Кто такие?" - сурово спросил он. "Артисты", - пролепетала насмерть перепуганная пианистка. Офицер на минуту задумался, потом его лицо просветлело. "А Вагнера можете исполнить?" Волков утвердительно кивнул головой...

Положение было безвыходное. Жадан знал, как обвиняли его лучшего друга А.Пирогова в том, что тот не эвакуируется из Москвы в Куйбышев. Кому было дело до его больной жены? Только когда обвинения приняли угрожающий характер (стали говорить, что Пирогов ждет немцев), певец вынужден был вместе с тяжело больной женой отправиться в эвакуацию. А тут - нахождение на оккупированной территории! Иван Данилович не был наивным человеком. Он знал, что это означает одно - лагерь (в лучшем случае). И он с женой и младшим сыном вместе с группой артистов (13 человек) решают уходить вместе с немцами. Как же он был прав! (хотя и узнал об этом гораздо позднее). Его 68-летнюю тещу, не решившуюся отправиться с ними, сослали в Красноярский край. Такая же судьба ожидала и старшего сына, реабилитированного только в 1953 году.

Началась "вторая" жизнь артиста. Скитания с немцами, голод и холод, подозрения в шпионаже, чуть было не приведшие к расстрелу. Спасало только умение петь - немцы любили классическую музыку. И, наконец, американский оккупационный сектор, где певец с семьей оказались в момент немецкой капитуляции. Но страшные дни на этом не закончились. Всем известно, что в угоду определенным политическим интересам союзники договорились со Сталиным о выдаче всех перемещенных лиц. Это была трагедия. Людей насильно отправляли на верную смерть или в лагеря представители хваленой западной демократии. Жадан с женой вынуждены были скрываться, жить порознь, менять фамилии, так как за невозвращенцами охотились и советские спецслужбы.

И тут очередной крутой поворот наступает в судьбе Ивана Даниловича. Он знакомится с молодой американкой Дорис (ей было 23 года). Они полюбили друг друга. Тем временем, жена Жадана Ольга тяжело заболевает, немецкий врач делает ей сложнейшую операцию. Дорис, благодаря связям со знакомыми госсекретаря США, удается переправить Ивана Даниловича, а затем и его жену в Америку. После выздоровления жена дает развод Жадану. Все происходит мирно, до конца своих дней Ольга остается другом Ивана. Ей удается повидаться в Польше (где с 1919 жила ее сестра) со своим старшим сыном, а в 1976 году даже навестить его в Москве. Ольга Никифоровна скончалась в США в 1983 году.

Певческой карьеры в Америке у Ивана Даниловича не получилось. Причин тут много. Испытания, выпавшие на его долю, да и 50-летний возраст не способствовали этому. Кроме того, он был чужой в этом мире. Ему удалось, правда, дважды (помогла молодая жена Дорис) выступить с концертами в Карнеги-холле. Выступления прошли весьма успешно, были записаны на пластинки, но продолжения не получили. Американским импресарио было не до него.

Мечтой Ивана Даниловича было поселиться в теплом крае на берегу океана. И он осуществил свою мечту, найдя пристанище на маленьком острове Сен-Джон в Карибском море, где проживало всего 1000 человек (в основном негры). Тут ему пригодились трудовые навыки юности. Он работал каменщиком на одной из фирм Рокфеллера, копил деньги на свой участок земли. Приобретя землю и освоив ее своими руками, Жадан выстроил на ней несколько коттеджей, которые сдавал туристам из Америки и Европы. Нельзя сказать, что он совсем не был известен на Западе. У него были друзья, в том числе и именитые. Его навещал президент Финляндии М.Койвисто. с которым они пели дуэтом по-русски "Очи черные" и другие песни.

Он не надеялся когда-либо посетить родину. Но судьба опять распорядилась иначе. В России наступали новые времена. В конце 80-х годов стали возможны контакты с сыном. В 1990 году вспомнили и об Иване Даниловиче. По телевидению прошла передача о нем (ее вел Святослав Бэлза). И, наконец, спустя полвека, Иван Данилович Жадан смог вновь ступить на родную землю, обнять родного сына. Это произошло в августе 1992 года, накануне 90-летия артиста. Он узнал, что многие друзья не забывали его, помогали сыну в трудные годы (как, например, певица Вера Давыдова, хлопотавшая еще в сталинские годы о его московской прописке). А сын на вопрос о том, не упрекает ли он отца за потерянные в ссылках годы, отвечал: "За что мне его упрекать? Покинуть Родину его вынудили обстоятельства, которые никто не сможет объяснить... Разве он кого-то убивал, кого-то предавал? Нет, мне не в чем упрекнуть своего отца. Я горжусь им" (интервью 1994 года в газете "Труд").

15 февраля 1995 года, на 93-м году жизни Иван Данилович Жадан скончался.

Евгений Цодоков

На фото:
Иван Данилович Жадан.
И.Жадан и А.Пирогов в опере Спендиарова "Алмаст".
И.Жадан в партии Дубровского.
И.Жадан в партии Ленского.
И.Жадан в партии Берендея.

Hosted by uCoz