История оперы / Оперный небосклон / Памятные даты / Аудио и видео / Коллекция записей

Имя

Пароль  
Словарь / Поиск / Почта
Памятные даты / Композиторы <-- на главную страницу Эта страница нашего интернет-журнала посвящена памятным датам истории оперного искусства (начиная с августа 2000 года).
Оперы Исполнители Композиторы

Славный юбилей.
Галине Олейниченко - 75 лет

Галина ОлейниченкоНынешний год богат на юбилеи мастеров отечественной вокальной школы. И первый из них мы отмечаем в конце февраля, в преддверии долгожданной весны. Это тем более символично, что талант нашего юбиляра, точнее юбилярши, созвучен весеннему настроению - светел и чист, нежен и лиричен, легок и трепетен. Одним словом, сегодня мы чествуем замечательную певицу Галину Васильевну Олейниченко, чей незабываемый голос около тридцати лет звучал на нашем вокальном небосклоне и хорошо известен всем любителям оперы.

Галина Олейниченко знаменита, прежде всего, как колоратурная звезда Большого театра 60-70-х годов. Впрочем, в Москву она приехала уже сложившейся певицей, да к тому же имея в активе лауреатство трех вокальных конкурсов. Однако самые значительные вехи ее карьеры связаны с главной оперной сценой СССР: именно здесь, в театре, являвшемся пределом мечтаний и высшей точкой карьеры любого советского вокалиста, в наибольшей степени раскрылось певческое и сценическое дарование певицы.

Галина Олейниченко родилась 23 февраля 1928 года на Украине, как и великая Нежданова близ Одессы, что в определенной мере символично, поскольку именно Олейниченко наряду с Ириной Масленниковой, Елизаветой Шумской, Верой Фирсовой и Бэлой Руденко во второй половине ХХ века выпала роль хранительницы и продолжательницы лучших традиций колоратурного пения на сцене Большого театра, упроченных великими колоратурами предвоенных лет, непосредственными преемницами Неждановой, - Валерией Барсовой, Еленой Степановой и Еленой Катульской. Свое музыкальное образование будущая певица начала в раннем детстве, занимаясь по классу арфы в Специальной детской музыкальной школе-десятилетке им. П.С.Столярского. Это учебное заведение, основанное в 1933 году, было широко известно на просторах нашей страны, поскольку именно здесь начали свой путь многие знаменитые отечественные музыканты. Именно с необычным и прекрасным инструментом думала связать свое будущее юная Галина, занимаясь упорно и с большим желанием. Однако судьба круто изменила ее планы, когда у будущей певицы обнаружился замечательный дар - голос, и вскоре она становится студенткой вокального отделения Одесского музыкального училища.

Одесса тех лет оставалась крупным культурным центром СССР, унаследовав этот статус еще с дореволюционных времен. Известно, что оперный театр в Одессе является одним из старейших на территории Российской империи (основан еще в 1810 году), в прошлом на его сцене блистали звезды мировой оперы - такие как Федор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Леонид Собинов, Медея и Николай Фигнеры, Джузеппе Ансельми, Энрико Карузо, Маттиа Баттистини, Леоне Джиральдони, Титта Руффо и др. И хотя в советские годы уже не было практики приглашения звезд итальянской оперы, театр продолжал удерживать прочные позиции на музыкальном небосклоне огромной страны, оставаясь в числе лучших музыкальных коллективов СССР: профессиональный уровень труппы был весьма высок, что достигалось, прежде всего, благодаря наличию высококлассных педагогических кадров в Одесской консерватории (профессора Ю.А.Рейдер, О.Н.Благовидова, Н.А.Урбан и др.), в спектаклях нередко принимали участие известные гастролеры из Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и др.

Подобная обстановка самым благотворным образом сказалась на формировании профессиональных навыков, общей культуры и вкуса молодого дарования. Если в начале обучения еще были какие-то сомнения, то ко времени окончания училища Галина точно знала, что хочет быть певицей, продолжать свое музыкальное образование. В 1948 году она поступает на вокальное отделение Одесской консерватории им. А.В.Неждановой в класс к профессору Н.А.Урбан, которую с отличием заканчивает через положенные пять лет.

Но дебют Олейниченко на профессиональной сцене состоялся чуть раньше - еще в 1952 году, будучи студенткой, она впервые выходит на сцену Одесской оперы в партии Джильды, ставшей путеводной звездой ее карьеры. Несмотря на юный возраст и отсутствие серьезного профессионального опыта Олейниченко сразу занимает в театре положение ведущей солистки, исполняя весь репертуар лирико-колоратурного сопрано. Решающую роль в этом сыграло, конечно, необыкновенное вокальное дарование молодой певицы - она обладает красивым, гибким и легким голосом прозрачного, серебристого тембра, в совершенстве владеет колоратурной техникой. Отличный вкус и музыкальность позволили ей за небольшой срок овладеть самым разнохарактерным репертуаром. Именно три сезона на сцене Одесской оперы дали певице в дополнение к основательной базе вокального образования, полученного в консерватории, необходимый опыт артистической деятельности, позволивший ей впоследствии оставаться долгие годы мастером большого стиля, что называется, "вне подозрений".

В 1955 году певица становится солисткой столичной Киевской оперы, где проработала два сезона. Переход в третий по значению музыкальный театр СССР был естественен, поскольку, с одной стороны, знаменовал собой успешный карьерный рост, а с другой, был важен для профессионального совершенствования певицы, ибо здесь она повстречалась с корифеями украинской оперы тех лет, соприкоснулась со сценической и вокальной культурой более высокого уровня. В тот период на киевской сцене подобралась необыкновенно сильная группа молодых певиц именно амплуа колоратурного сопрано. Помимо Олейниченко в труппе блистали Елизавета Чавдар и Бэла Руденко, начинали свой путь Евгения Мирошниченко, чуть позже Ламара Чкония. Конечно, столь яркий состав определял репертуар - на колоратурных див охотно ставили дирижеры и режиссеры, имелась возможность петь партии в не часто звучащих операх. С другой стороны, в театре наблюдалась и непростая конкуренция, нередко было ощутимо напряжение в отношениях артистов. Вероятно, и это сыграло свою роль в решении Олейниченко принять некоторое время спустя приглашение из Москвы.

В домосковский период артистка активно принимала участие в певческих состязаниях, завоевав звание лауреата на трех конкурсах. Свою первую золотую медаль она получила в 1953 году на Международном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте. Позднее, в 1956-м была победа на Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве, а 1957 год принес молодой певице настоящий триумф - золотую медаль и Гран-при на Международном конкурсе вокалистов в Тулузе. Победа в Тулузе была особенно приятна и важна для Олейниченко, поскольку в отличие от предыдущих состязаний, где она участвовала, это был специализированный вокальный конкурс мирового масштаба, всегда отличавшийся высоким уровнем участников и особой строгостью именитого жюри.

Г.Олейниченко - ДжильдаОтзвук триумфа во Франции долетел не только до родной Украины - Олейниченко, к которой давно приглядывались в Москве как к перспективной певице, всерьез заинтересовались в Большом театре. И в том же 1957 году состоялся здесь ее дебют: на сцену великого русского театра Галина Васильевна впервые вышла в своей любимой партии Джильды, а ее партнерами в тот вечер были выдающиеся мастера отечественного вокала - партию Риголетто пел Алексей Иванов, а Герцога Мантуанского - Анатолий Орфёнов. Дебют прошел более чем удачно. Орфёнов вспоминал позднее по этому поводу: "Мне довелось исполнять в том спектакле партию Герцога и с тех пор я высоко ценю Галину Васильевну как чудесную певицу и великолепную партнершу. Безусловно, Олейниченко по всем своим данным отвечала высоким требованиям Большого театра".

Дебютное выступление не стало единичным, что нередко бывает даже в случае успеха: напротив, Олейниченко становится солисткой Большого. Останься певица в Киеве, возможно, больше в ее жизни было бы премьер, быстрее бы получала очередные звания и награды, включая и высокое звание народной артистки СССР, чего так и не случилось, хотя она вполне была этого достойна. А ведь ее коллеги-соперницы Чавдар и Руденко, продолжавшие петь в Киевской опере, получили его, еще не достигнув и тридцатилетнего возраста - такая вот политика была у советских чиновников от культуры в отношении национальных оперных театров. Но с другой стороны, Олейниченко посчастливилось работать в одном из лучших театров мира, в окружении прославленных мастеров - как известно, уровень оперной труппы в 60-70-е годы был как никогда высок. Не раз с труппой театра певица гастролировала за границей, имея возможность продемонстрировать свое мастерство зарубежному слушателю.

Г.Олейниченко - Марфа ("Царская невеста")На сцене Большого театра Галина Олейниченко выступала почти четверть века, исполнив за этот период огромный репертуар. Прежде всего, на московской сцене артистка блистала в классических лирико-колоратурных партиях, лучшими из которых по праву считаются Виолетта, Розина, Сюзанна, Снегурочка, Марфа в "Царской невесте", Царевна Лебедь, Волхова, Антонида, Людмила. В этих ролях певица демонстрировала безусловное вокальное мастерство, виртуозное владение колоратурной техникой, продуманный сценический рисунок. В то же время Олейниченко никогда не чуралась современной музыки - в ее оперном репертуаре несколько партий в операх советских композиторов. Еще в годы работы в Одессе она выступила в партии Насти в опере Дмитрия Кабалевского "Семья Тараса". В Большом театре современный репертуар пополнился целым рядом новых спектаклей, среди них: премьеры опер "Повесть о настоящем человеке" Сергея Прокофьева (партия Ольги), "Судьба человека" Ивана Дзержинского (Зинка), "Октябрь" Вано Мурадели (Лена).

Особое значение в работе над современным оперным репертуаром, безусловно, имело участие в первом исполнении на русской сцене гениальной оперы Бенджамина Бриттена "Сон в летнюю ночь". Галина Олейниченко стала первой русской исполнительницей труднейшей и интереснейшей по вокальному материалу партии королевы эльфов Титании. Эта роль с лихвой напичкана всевозможными вокальными трюками, здесь используется по максимуму возможности этого типа голоса. Олейниченко с блеском справилась с поставленными задачами, и созданный ею образ по праву стал одним из центральных в спектакле, объединившем поистине звездный состав участников - режиссера Бориса Покровского, дирижера Геннадия Рождественского, художника Николая Бенуа, певцов Елену Образцову, Александра Огнивцева, Евгения Кибкало и др.

К сожалению, больше подобного подарка судьба не предоставила Галине Олейниченко, хотя у нее, конечно, были еще интересные работы, замечательные выступления.* Много внимания певица уделяла концертной деятельности, активно гастролировала по стране и за рубежом. Ее поездки начались сразу после победы в Тулузе, и за четверть века сольные концерты Олейниченко состоялись в Англии, Франции, Греции, Бельгии, Австрии, Голландии, Венгрии, Чехословакии, Китае, Румынии, Польше, Германии и др. Наряду с ариями из опер, входившими в ее театральный репертуар, певица исполняла на концертной эстраде арии из "Лючии ди Ламмермур", "Миньон", "Манон" Массне, колоратурные арии Россини, Делиба. Камерная классика представлена именами Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Баха, Шуберта, Листа, Грига, Гуно, Сен-Санса, Дебюсси, Глиэра, Прокофьева, Кабалевского, Хренникова, Дунаевского, Мейтуса. Нередко с концертной эстрады звучали в исполнении Олейниченко и украинские народные песни. Камерное творчество Галины Васильевны тесно связано с Ансамблем скрипачей Большого театра под управлением Юлия Реентовича - с этим коллективом она неоднократно выступала как в нашей стране, так и за рубежом.

После ухода из Большого театра Галина Олейниченко сосредоточилась на педагогической деятельности. Сегодня она - профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, в качестве наставника сотрудничает с программой "Новые имена".

Пожелаем же замечательной певице и педагогу крепкого здоровья и дальнейших творческих свершений!

Александр Матусевич

Примечание редакции:
* Так, например, певица озвучила главные роли Иоланты и Марфы в известных фильмах-операх Владимира Гориккера "Иоланта" (1963) и "Царская невеста" (1964).

На фото:
Галина Олейниченко.
Г.Олейниченко - Джильда.
Г.Олейниченко - Марфа ("Царская невеста").

 
Hosted by uCoz