История оперы / Оперный небосклон / Памятные даты / Аудио и видео / Коллекция записей

Имя

Пароль  
Словарь / Поиск / Почта
История Оперы <-- на главную страницу В этом разделе будут публиковаться материалы и статьи из истории оперного искусства.

Композиторы и исполнители прошлых лет, история создания и постановка как выдающихся, так и забытых (возможно и незаслуженно) оперных произведений - это и многое другое Вы найдете здесь.

Две соперницы, или история одной оперной "дуэли"
"Русские" оперы зарубежных композиторов
Его хвалил Чайковский (Талазак - 1-й исполнитель партий Де Грие в "Манон" и Гофмана)
Ее оплакивал весь Петербург (Анджолина Бозио - трагическая судьба)
Маэстро Божьей милостью (Д.Шолти)
100 лет "Сказке о царе Салтане" Н.А.Римского-Корсакова
К первой русской постановке "Троянцев" (краткая история оперы)
Какая судьба! (Иван Жадан и его две жизни)
Самое главное (Аутентизм и анархия в опере)
Тайны Риты Штрайх (К 80 - летию великой певицы)
Легендарный король Оперы Монте-Карло (Рауль Гюнсбург: правда и вымысел)
Мефистофель покоряет мир (К 100-летию дебюта Ф.Шаляпина в "Ла Скала")
"Веселый владыка". Франц Легар и его оперетты
Рихард Вагнер и король Баварии Людвиг II
Франко Корелли - секрет успеха (К 80-летию выдающегося тенора)
Незабвенный голос (Б.Джильи "Воспоминания")
О, Вертер! История роли в записях
"Пробный камень" Россини - забытый шедевр
Вальтер Фельзенштейн - преданный рыцарь оперы
Вертер: масонские открытия
Русская княгиня на венецианской земле. "Федора" Джордано.
"Не моя ль рука...". Два дуэта из "Манон".
Э.Старк. "Петербургская опера и ее мастера"
Портрет Ксении Держинской
"Андре Шенье" Умберто Джордано
Грузинский князь и русская опера (Алексей Церетели)
Оперные просторы России. Пермь
Хрустальный голос Джоан Сазерленд
Жизнь и творчество П.И.Словцова
Украинская дива Соломия Крушельницкая
Художники «Серебряного века» в опере. Мстислав Добужинский
Забытые звезды. Розанна Картери
Оперная муза Пуленка. Дениз Дюваль
Густав Малер в опере. Воспоминания современников
Забытые звезды. Ода Слободская
Юбилей Менотти в Сполето
Анатолий Орфенов крупным планом
«Неизвестные» шедевры. «Луиза» Г.Шарпантье
Т.Солера - либреттист и авантюрист
Эйлин Фаррелл - универсальный талант. Некролог
Художники «Серебряного века» в опере. Александр Головин
Забытые звезды. Гастоне Лимарилли
Письмо режиссеру. Эссе
Художники «Серебряного века» в опере. К.Коровин
Последняя опера Доницетти. "Дон Себастьян, король Португальский" - надежды и разочарования
Забытые звезды. Джанфранко Чеккеле
Старинная опера в современном контексте. Статья первая. Информация к размышлению
Ф.Давид. «Куплеты Мизоли» из оперы «Бразильская жемчужина»
Дж.Мейербер. Ария Даниловица из оперы "Северная звезда"
Художники «Серебряного века» в опере. Николай Рерих
Листая старую программку. "Метрополитен". 1934 год

История Оперы Литературная страница

Украинская дива
Соломия Крушельницкая

Соломия Крушельницкая. Фото 1920 г. Варшава

Сначала несколько цитат:

Надпись на фотографии: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй» (Джакомо Пуччини, Торре дель Лаго, 1904 г.)

«Певица из Милана Крушельницкая с необычайным вокальным мастерством выступила в ролях Саломеи и Электры» (из записной книжки Рихарда Штрауса)

«Соломия Крушельницкая исполнила партию Саломеи. Она создала непревзойденной силы образ, равного которому не удавалось достичь предыдущим исполнительницам этой роли» (из мемуаров Джулио Гатти-Казацца, 1941 г.)

«Крушельницкая - изумительная артистка. Она покорила публику не только красивым, широкого диапазона голосом, выразительной дикцией, но и замечательным артистизмом, высочайшей культурой, а также красотою и элегантностью» (Джакомо Лаури-Вольпи, воспоминания, 1972 г.)

Соломия Амвросиевна Крушельницкая родилась в 1872 году в украинском селе Билявинцы на Подоле в семье священника. Детство ее прошло в маленьком селе Била под Тернополем (здесь открыт мемориальный музей - прим. авт.). Музыкальное дарование будущей дивы проявилось рано. Она охотно занимается на фортепиано. Несмотря на то, что для дочери священника артистическая карьера была делом неподходящим, отец, видя талант Соломии, отправляет ее на последние деньги во Львов. Там она поступает в консерваторию, где учится по классу фортепиано и вокала. В 1893 году заканчивает консерваторию с медалью и в том же году (15 апреля) дебютирует с большим успехом на сцене Львовской оперы в партии Леоноры в опере «Фаворитка» Доницетти. Затем следует успех в роли Сантуццы («Сельская честь»). И тут в жизни певицы происходит знаменательная встреча. Во Львове в тот год гастролировала знаменитая итальянская певица Джемма Беллинчони. Она была покорена талантом юной артистки и рекомендовала ей отпрвиться в Италию, считая, что только так Крушельницкая сможет достичь славы.

Осенью 1893 года Соломия уже в Милане. Она совершенствует мастерство у профессора Фаусты Креспи. Всего год спустя начались ее выступления на итальянских сценах. В 1895 она дебютирует на сцене театра Кремоны в партии Манон Леско. Затем следуют успешные выступления в Парме, Триесте (Амелия в «Бале-маскараде», Леонора в «Силе судьбы», Джоконда в одноименной опере Понкьелли и др.), Бергамо (1897, «Богема»). Не забывает она и родной Львов, куда ее постоянно приглашают. Голос певицы обрел такую мощь, что ей под силу стали и вагнеровские партии (Эльза в «Лоэнгрине», Елизавета в «Тангейзере», Изольда).

В 1898-1902 году Крушельницкая блистает на сцене Варшавской оперы. Здесь одной из ее любимых ролей стала Татьяна. В этот период она неоднократно гастролировала в Петербурге, где ее партнерами были Э.Карузо, М.Баттистини, С.Арнольдсон, Л.Тетраццини и др.

Афиша спектакля "Аида" в Петербурге. Сезон 1899/1900 г.

В 1902 году состоялось триумфальное выступление певицы в Париже. Вместе с Яном де Решке она пела в «Лоэнгрине». В 1903 Крушельницкая поет Аиду в неаполитанском театре «Сан Карло».

Наступил 1904 год. Всем известна печальная судьба миланской премьеры любимого детища Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Понимая причины неуспеха, Пуччини переработал двухактную постановку в трёхактную. Местом новой премьеры спустя три месяца стала Брешия. Рассчитывать на участие любимой композитором Сторкьо не приходилось. Но новая Чио-Чио-сан превзошла ее. И это была Крушельницкая! Триумфальный успех певицы вознес ее на вершину славы.

Крушельницкая в роли Баттерфляй Крушельницкая и Дж.Пуччини. Фото 1908 г. Каир

Вот как повествует об этой премьере видный итальянский музыковед Ринальдо Кортопасси:

«...многочисленная публика собралась в театре на премьеру оперы «Мадам Баттерфляй. Тут был весь цвет Брешии, представители культуры, светского общества. Многие приехали из Милана. Все в напряженном ожидании. В девятом часу за дирижерским пультом появляется маэстро Клеофонте Кампанини. Поднимается занавес. Блестящее оформление спектакля прекрасно, и значительно лучше миланской постановки передает дух оперы. Зал воодушевляется при звуках ариозо Пинкертона, чудно пропетом тенором Дзенателло. Зрители вызывают Пуччини (...) Прекрасно звучит переработанный композитором любовный дуэт и занавес опускается под рукоплескания зала. Потом его снова поднимают, чтобы повторить на бис финал дуэта. Публика вновь требует автора, Кампанини, Соломию Крушельницкую, которая бесподобно вела свою партию, Дзенателло...»

Далее автор воспоминаний подробно рассказывает об этом незабываемом вечере. Публика заставляет Крушельницкую повторить на бис знаменитую арию «В ясный день желанный», бисируется также дуэт Сузуки и Чио-Чио-сан, интермеццо перед 3-м актом.

Дальнейшая карьера Крушельницкой стремительна. В 1906 году А.Тосканини приглашает ее в «Ла Скала». Именно в этом театре Крушельницкая во всем блеске проявила себя в итальянских премьерах штраусовских «Саломеи» (1906) и «Электры» (1909), участвовала в мировых премьерах опер Ф.Чилеа «Глория» (1907), И.Пиццетти «Федра» (1915).

Крушельницкая в роли Саломеи Крушельницкая в роли Лорелеи

В 1908 году артистка совершает вместе с Пуччини гастрольную поездку в Египет (Каир, Александрия), где поет в «Богеме». География ее выступлений широка. Аргентина, Чили, Испания, Португалия, Монако. Всех стран не перечесть. В последний раз она вышла на театральную сцену в 1920 году в театре «Сан-Карло» (партии Лорелеи в одноименной опере А.Каталани и Эльзы в «Лоэнгрине»). Однако концертной деятельности не прекратила. В 1927 году Крушельницкая предприняла большое концертное турне по Северной Америке, где выступила в том числе и перед украинскими эмигрантами. В последующие годы занималась преподаванием в Милане. В 1936 году дала концерт во Львове. В 1939 году снова приехала сюда, чтобы навестить родственников. В это время Львов стал советским. Болезнь и начавшаяся война привели к тому, что она осталась на Украине (вообще, этот вопрос остается для меня открытым - осталась ли Крушельницкая в советском Львове по своей воле? - прим. авт.). Так или иначе, в 1944 году началась ее преподавательская деятельность во Львовской консерватории. Ей даже было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Украины (1951). Скончалась великая украинская дива в 1952 г.

Узнав о смерти Крушельницкой, Тосканини в письме к пианистке Джулиане Вентуре, подруге певицы, воскликнул: «Смерть Крушельницкой сразила меня... Непревзойденная певица, изумительная женщина... в тысячный раз смотрю на ее чудесную фотографию... Какая чудная Лорелея! Какой она была милой и прекрасной!..».

Евгений Цодоков


На фото:
Соломия Крушельницкая. Фото 1920 г. Варшава.
Афиша спектакля «Аида» в Петербурге. Сезон 1899/1900 г.
Крушельницкая в роли Баттерфляй.
Крушельницкая и Дж.Пуччини. Фото 1908 г. Каир.
Крушельницкая в роли Саломеи.
Крушельницкая в роли Лорелеи.
Hosted by uCoz