Украинская дива Соломия
Крушельницкая
|
Сначала несколько
цитат:
Надпись на фотографии: «Самой
великолепной и очаровательной Баттерфляй»
(Джакомо Пуччини, Торре дель Лаго, 1904
г.)
«Певица из Милана Крушельницкая с
необычайным вокальным мастерством выступила в
ролях Саломеи и Электры» (из записной книжки
Рихарда Штрауса)
«Соломия Крушельницкая исполнила
партию Саломеи. Она создала непревзойденной силы
образ, равного которому не удавалось достичь
предыдущим исполнительницам этой роли» (из
мемуаров Джулио Гатти-Казацца, 1941
г.)
«Крушельницкая - изумительная
артистка. Она покорила публику не только красивым,
широкого диапазона голосом, выразительной дикцией,
но и замечательным артистизмом, высочайшей
культурой, а также красотою и элегантностью»
(Джакомо Лаури-Вольпи, воспоминания, 1972
г.) |
Соломия Амвросиевна
Крушельницкая родилась в 1872 году в украинском селе
Билявинцы на Подоле в семье священника. Детство ее
прошло в маленьком селе Била под Тернополем (здесь
открыт мемориальный музей - прим. авт.).
Музыкальное дарование будущей дивы проявилось рано. Она
охотно занимается на фортепиано. Несмотря на то, что для
дочери священника артистическая карьера была делом
неподходящим, отец, видя талант Соломии, отправляет ее
на последние деньги во Львов. Там она поступает в
консерваторию, где учится по классу фортепиано и вокала.
В 1893 году заканчивает консерваторию с медалью и в том
же году (15 апреля) дебютирует с большим успехом на
сцене Львовской оперы в партии Леоноры в опере
«Фаворитка» Доницетти. Затем следует успех в роли
Сантуццы («Сельская честь»). И тут в жизни певицы
происходит знаменательная встреча. Во Львове в тот год
гастролировала знаменитая итальянская певица Джемма
Беллинчони. Она была покорена талантом юной артистки и
рекомендовала ей отпрвиться в Италию, считая, что только
так Крушельницкая сможет достичь славы.
Осенью 1893 года Соломия
уже в Милане. Она совершенствует мастерство у профессора
Фаусты Креспи. Всего год спустя начались ее выступления
на итальянских сценах. В 1895 она дебютирует на сцене
театра Кремоны в партии Манон Леско. Затем следуют
успешные выступления в Парме, Триесте (Амелия в
«Бале-маскараде», Леонора в «Силе судьбы», Джоконда в
одноименной опере Понкьелли и др.), Бергамо (1897,
«Богема»). Не забывает она и родной Львов, куда ее
постоянно приглашают. Голос певицы обрел такую мощь, что
ей под силу стали и вагнеровские партии (Эльза в
«Лоэнгрине», Елизавета в «Тангейзере»,
Изольда).
В 1898-1902 году
Крушельницкая блистает на сцене Варшавской оперы. Здесь
одной из ее любимых ролей стала Татьяна. В этот период
она неоднократно гастролировала в Петербурге, где ее
партнерами были Э.Карузо, М.Баттистини, С.Арнольдсон,
Л.Тетраццини и др.
В 1902 году состоялось
триумфальное выступление певицы в Париже. Вместе с Яном
де Решке она пела в «Лоэнгрине». В 1903 Крушельницкая
поет Аиду в неаполитанском театре «Сан
Карло».
Наступил 1904 год. Всем
известна печальная судьба миланской премьеры любимого
детища Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Несмотря на
участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни
Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился.
Понимая причины неуспеха, Пуччини переработал двухактную
постановку в трёхактную. Местом новой премьеры спустя
три месяца стала Брешия. Рассчитывать на участие любимой
композитором Сторкьо не приходилось. Но новая
Чио-Чио-сан превзошла ее. И это была Крушельницкая!
Триумфальный успех певицы вознес ее на вершину
славы.
Вот как повествует об этой
премьере видный итальянский музыковед Ринальдо
Кортопасси:
«...многочисленная публика
собралась в театре на премьеру оперы «Мадам Баттерфляй.
Тут был весь цвет Брешии, представители культуры,
светского общества. Многие приехали из Милана. Все в
напряженном ожидании. В девятом часу за дирижерским
пультом появляется маэстро Клеофонте Кампанини.
Поднимается занавес. Блестящее оформление спектакля
прекрасно, и значительно лучше миланской постановки
передает дух оперы. Зал воодушевляется при звуках ариозо
Пинкертона, чудно пропетом тенором Дзенателло. Зрители
вызывают Пуччини (...) Прекрасно звучит переработанный
композитором любовный дуэт и занавес опускается под
рукоплескания зала. Потом его снова поднимают, чтобы
повторить на бис финал дуэта. Публика вновь требует
автора, Кампанини, Соломию Крушельницкую, которая
бесподобно вела свою партию, Дзенателло...»
Далее автор воспоминаний
подробно рассказывает об этом незабываемом вечере.
Публика заставляет Крушельницкую повторить на бис
знаменитую арию «В ясный день желанный», бисируется
также дуэт Сузуки и Чио-Чио-сан, интермеццо перед 3-м
актом.
Дальнейшая карьера
Крушельницкой стремительна. В 1906 году А.Тосканини
приглашает ее в «Ла Скала». Именно в этом театре
Крушельницкая во всем блеске проявила себя в итальянских
премьерах штраусовских «Саломеи» (1906) и «Электры»
(1909), участвовала в мировых премьерах опер Ф.Чилеа
«Глория» (1907), И.Пиццетти «Федра» (1915).
В 1908 году артистка
совершает вместе с Пуччини гастрольную поездку в Египет
(Каир, Александрия), где поет в «Богеме». География ее
выступлений широка. Аргентина, Чили, Испания,
Португалия, Монако. Всех стран не перечесть. В последний
раз она вышла на театральную сцену в 1920 году в театре
«Сан-Карло» (партии Лорелеи в одноименной опере
А.Каталани и Эльзы в «Лоэнгрине»). Однако концертной
деятельности не прекратила. В 1927 году Крушельницкая
предприняла большое концертное турне по Северной
Америке, где выступила в том числе и перед украинскими
эмигрантами. В последующие годы занималась преподаванием
в Милане. В 1936 году дала концерт во Львове. В 1939
году снова приехала сюда, чтобы навестить родственников.
В это время Львов стал советским. Болезнь и начавшаяся
война привели к тому, что она осталась на Украине
(вообще, этот вопрос остается для меня открытым -
осталась ли Крушельницкая в советском Львове по своей
воле? - прим. авт.). Так или иначе, в 1944 году
началась ее преподавательская деятельность во Львовской
консерватории. Ей даже было присвоено звание
Заслуженного деятеля искусств Украины (1951). Скончалась
великая украинская дива в 1952 г.
Узнав о смерти
Крушельницкой, Тосканини в письме к пианистке Джулиане
Вентуре, подруге певицы, воскликнул: «Смерть
Крушельницкой сразила меня... Непревзойденная певица,
изумительная женщина... в тысячный раз смотрю на ее
чудесную фотографию... Какая чудная Лорелея! Какой она
была милой и прекрасной!..».
Евгений
Цодоков
На фото: Соломия Крушельницкая. Фото
1920 г. Варшава. Афиша спектакля «Аида» в Петербурге.
Сезон 1899/1900 г. Крушельницкая в роли
Баттерфляй. Крушельницкая и Дж.Пуччини. Фото 1908 г.
Каир. Крушельницкая в роли Саломеи. Крушельницкая
в роли Лорелеи.
|